Условия и специфика реализации проектов ГЧП, предполагающих взимание платы на эксплуатационном этапе - СтройТраст
04 июля 2024

Условия и специфика реализации проектов ГЧП, предполагающих взимание платы на эксплуатационном этапе

Для транспортных проектов без МГД качество предпроектной проработки проекта, профессиональная квалификация инвестора, в том числе в части организации и осуществления строительства, становятся критически важными. Заместитель директора по правовым вопросам «СтройТраст» Наталья Богушева и руководитель управления юридической экспертизы «ИК «РЖД-Инвест» Ольга Скоробогатова продолжают рассказывать о специфике и условиях окупаемости проектов, предполагающих взимание платы на эксплуатационном этапе.

С учетом ограниченности бюджетного ресурса, а также периодически возникающих инициатив публичной стороны по ограничению лимитов и форм финансового участия бюджета в ГЧП-проектах, вполне возможно, что в кратко- и среднесрочной перспективе преимущественное развитие получат проекты, которые на этапе эксплуатации не требуют поддержки в форме МГД (или предполагают минимальную ее величину). Соответственно, проекты с платным использованием объекта на этапе эксплуатации должны генерировать доход и становиться действительно коммерчески прибыльными. Концессионер и его инвесторы при принятии решения об участии в таком проекте должны быть с высокой долей вероятности уверены в достаточности выручки для окупаемости проекта, в отсутствии ограничений строительства, способных привести к возникновению дополнительных затрат при строительстве или привести к остановке проекта.  

Для транспортных проектов без МГД качество предпроектной проработки проекта (а именно: качество транспортных исследований, маркетинговых исследований, предварительная оценка градостроительных ограничений), профессиональная квалификация инвестора, в том числе в части организации и осуществления строительства, становятся критически важными.

Для проектов, предполагающих взимание платы на эксплуатационном этапе, условия концессионного соглашения, прямо или косвенно влияющие на выручку, будут играть особую значимость. Так, например, концессионное соглашение, помимо стандартных, будет содержать следующие особые обстоятельства, наступление которых может повлечь приостановку исполнения обязательств концессионером и возмещение ему расходов, связанных с наступлением таких событий (на примере регионального проекта создания автодороги общего пользования):

  • отмена или любое приостановление использования объекта на платной основе;
  • принятие концедентом решения о прекращении осуществления эксплуатации, предоставлении права льготного проезда или проезда без взимания платы транспортных средств по объекту без согласования с концессионером;
  • отмена концедентом или уполномоченным органом иных актов, которые являются обязательными в соответствии с законодательством для заключения и исполнения концессионного соглашения;
  • создание в течение срока действия соглашения альтернативного бесплатного объекта.

В качестве оснований для прекращения концессионного соглашения могут быть предусмотрены, в частности, следующие:

  • действие особого обстоятельства, если такое обстоятельство, включая его негативные для концессионера последствия, не устранены в течение длительного периода времени или являются неисправимыми, и (или) ведут к значительному для проекта размеру дополнительных расходов концессионера;
  • непринятие концедентом мер, обеспечивающих окупаемость инвестиций концессионера и получение им выручки в объеме, предусмотренном соглашением, в нарушение гарантий концедента, предусмотренных Законом о концессиях;
  • непринятие концедентом или уполномоченным органом (или невнесение) в установленные соглашением сроки необходимых изменений в следующие правовые акты:
  1. устанавливающие порядок взимания платы за проезд по платным автомобильным дорогам общего пользования, платным участкам указанных автомобильных дорог до даты ввода в эксплуатацию;
  2. устанавливающие предельное значение максимального размера платы за проезд транспортных средств по платным автомобильным дорогам общего пользования, платным участкам указанных автомобильных дорог, а равно принятие (внесение изменений) указанного акта со значениями максимального размера платы за проезд менее, чем предусмотрено в концессионном соглашении;
  3. иные правовые акты, обязательные в соответствии с законодательством для заключения и исполнения концессионного соглашения, и (или) правила оказания услуг по организации проезда транспортных средств по платным автомобильным дорогам общего пользования, платным участкам указанных автомобильных дорог.

Также важное значение имеют условия концессионных соглашений о таких обязательствах концедента, как оказание содействия концессионеру в рамках взаимодействия с ГИБДД при проверке информации, касающейся фактов внесения платы за проезд пользователями, иное содействие во взаимодействии с третьими лицами, чьи действия прямо или косвенно могут негативно повлиять на траффик и, соответственно, на выручку концессионера. Так, например, по проектам создания платных мостов через Каму и Буй возникшая недостаточность траффика была связана, в том числе, с ненормативным состоянием дорог, подходящих к мостам со стороны соседнего региона.

Важной гарантией является гарантия окупаемости инвестиций, предусмотренная ст. 20 Закона о концессиях, согласно которой концедент обязан принять меры, обеспечивающие окупаемость инвестиций концессионера и получение им валовой выручки в объеме не менее объема, изначально определенного концессионным соглашением, если нормативное регулирование оказывает негативное влияние на проект (увеличивается налоговая нагрузка на концессионера, устанавливают режим запретов и ограничений в отношении концессионера, ухудшающих его положение). Следует принимать во внимание кейс, в котором суд отказал обязать концедента внести изменения в концессионное соглашение для целей окупаемости инвестиций, поскольку соглашение не содержало условий относительно размера валовой выручки (дохода), на получение которого рассчитывал концессионер при заключении соглашения. С учетом данной позиции важно фиксировать в концессионном соглашении значения выручки, из которых исходят стороны при заключении концессионного соглашения. 

Одним из примеров проекта, реализуемого без платы концедента или МГД, является проект проектирования, строительства и эксплуатации автомобильной дороги от ул. Раздольной до ул. 1-й Заречной с мостовым переходом через р. Омь в г. Омске с платным участком (концессионное соглашение от 14.05.2024 заключено между Омской областью и ООО «ИФР-Омь»). Общий предварительный объём инвестиций составляет 2,031 млрд руб. Финансовое участие концедента в данном проекте ограничено предоставлением капитального гранта в размере 300 млн руб. Проект реализуется с открытым коммерческим риском — окупаемость проекта осуществляется за счет платы за проезд. Необходимо отметить, что заключению концессионного соглашения на таких условиях предшествовали длительный предпроектный анализ, в том числе исследования траффика, которые были проведены двумя экспертными организациями, предварительный комплексный градостроительный анализ территории строительства, включая исследование установленных ограничений градостроительной деятельности.

При этом, учитывая, что в проекте без МГД концессионеру критически важно своевременно начать получать плату за проезд, наличие у него профессиональных строительных компетенций, а также собственных производственных мощностей, обеспечивающих реализацию проекта по принципу «полного цикла», обеспечивают реализацию проекта в установленные сроки. В рассматриваемом примере это в совокупности и позволило концессионеру взять на себя риск окупаемости проекта.

Статья доступна по ссылке.

loading